Правила обмена и возврата товара
Обмен и возврат продукции ненадлежащего качества.
- Покупатель обязуется проверять товары при получении до подписания товарной накладной и других сопроводительных документов. При приемке товаров по количеству и качеству должны быть приняты меры по обеспечению сохранности товаров, предотвращению их утери и хищения, а также смешения с другими товарами. Приемка товаров по качеству предусматривает их проверку на соответствие качества товаров условиям договора, образцам (эталонам), обязательным требованиям для соблюдения техрегламентов Республики Беларусь и техрегламентов ЕАЭС (п. 26 Положения N 1290, п. 2 ст. 19 Закона N 262-З, п. 4 ст. 439 ГК).
-
При этом покупатель вправе вернуть поставщику некачественный товар, лишь когда требования к его качеству существенно нарушены (п. 2 ст. 445, п. 1 ст. 488 ГК), то есть товар имеет такие недостатки, которые:
- нельзя устранить;
- невозможно устранить без несоразмерных затрат денег или времени;
- выявляются неоднократно;
- проявляются вновь после их устранения;
- подобны перечисленным выше и только в течение определенного срока (ст. 446, ч. 1 п. 3, п. 2, 4 ст. 447 ГК).
-
Если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления. В акте должны быть указаны:
- наименование организации, проводившей приемку товаров, ее адрес;
- адрес, по которому производилась приемка товаров;
- дата и номер его составления, время начала и окончания приемки товаров. Если приемка товаров произведена с нарушением установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лиц, участвовавших в приемке товаров и в его составлении, место их работы, занимаемые должности;
- наименование и адрес продавца;
- дата и номер уведомления о вызове представителя продавца;
- номер и дата заключения договора;
- номер и дата выписки счета-фактуры и транспортной накладной;
- номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;
- дата отправки товара из пункта отправления или со склада продавца;
- дата прибытия товара в пункт назначения, время выдачи груза перевозчиком, время вскрытия опломбированных транспортных средств и грузовых мест, время доставки товара на склад покупателя;
- дата и номер его составления, выданного перевозчиком или органом связи (при его наличии);
- состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара, содержание наружной маркировки тары и другие сведения, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности упаковки, в которой предъявлен товар, а также дата вскрытия тары, количество товара, находящегося в данной таре или упаковке; при выборочной проверке товара - порядок отбора товара для выборочной проверки с указанием основания такой проверки;
- общая масса товара (фактическая и по документам), масса каждого грузового места, в котором обнаружена недостача (фактическая и по ярлыку на таре или упаковке);
- транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных грузовых местах;
- способ определения количества недостающего товара (взвешивание, подсчет грузовых мест, обмер и другие), возможности вмещения недостающего товара в грузовое место;
- количество недостающего товара и его стоимость;
- заключение о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения;
- другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в нем для подтверждения недостачи или ненадлежащего качества и некомплектности товара.
- Если при приемке товаров будут выявлены не только недостача, но и излишки его против данных, содержащихся в транспортных и сопроводительных документах продавца, то в акте должны быть указаны точные сведения об этих излишках.
- Покупатель может установить несоответствие качества товаров после проведения их приемки, в том числе в процессе хранения (при соблюдении необходимых для обеспечения сохранности товаров условий), при подготовке товаров к розничной торговле или дальнейшей продаже, в случае их возврата последующим покупателем либо использования в производственных процессах при выявлении скрытых недостатков. Скрытыми недостатками товаров признаются недостатки (дефекты), которые не могли быть обнаружены при проверке по качеству, обычно применяемой в процессе приемки данного вида товара. Выявленные скрытые недостатки отражаются в акте, который составляется покупателем в течение 24 часов с момента их обнаружения. Акт о скрытых недостатках предъявляется в сроки, установленные законодательством или договором для выявления покупателем скрытых недостатков товаров. Если для участия в составлении акта вызывается представитель продавца, то к установленному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Обмен и возврат при доставке курьерской службой (логистической компанией)
- При отправке заказов логистической компанией (курьером) покупатель соглашается и обязуется вскрыть отправление и проверить его в присутствии представителя службы доставки.
- В случае обнаружения некомплектности посылки либо любых других дефектов, покупатель должен зафиксировать посредством видео или фото и составить акт с курьером (представителем службы доставки) и направить все материалы продавцу (см. п. 1.3)
- Если при приемке товара будет установлено, что причиной боя, повреждения, порчи либо иного состояния, исключающего возможность полного или частичного использования товара по назначению, а также его утраты явились дефекты производственного характера, то ответственность за отгрузку товара ненадлежащего качества возлагается на продавца и убытки взыскиваются в порядке и в размерах, установленных законодательством или договором.
- Если при приемке товара от перевозчика будет установлено, что бой, повреждение, порча, утрата этого товара произошли вследствие несоблюдения продавцом установленных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами и техническими регламентами Евразийского экономического союза правил упаковки, затаривания, сдачи к перевозке, специальных правил погрузки и крепления товара или его отправка осуществлена без тары и упаковки, то ответственность за причиненные убытки возлагается на продавца в порядке и в размерах, установленных законодательством или договором, как за отгрузку товара ненадлежащего качества. (в ред. постановления Совмина от 13.10.2017 N 773).